Yodda - новости регионов России

Звезда и крест

27.07.2016, 4:40

Установка главного купола на новом храме в Смотровой Буде.

Лет 45 назад, когда я еще не думал о краеведении, увидел в руках одного из сослуживцев книжку — сборник статей по провинциальной архитектуре. Собственно говоря, я обратил внимание на картинку – целую страницу маленьких перьевых рисунков российских храмов. Под одним из них обнаружилась надпись «Свято-Никольская церковь с. Смотрова Буда Клинцовского района». Тогда эта церковь была еще цела, хотя и закрыта. Внимание ученого автора статьи к этой провинциальной церквушке говорит, что это был не сельский самострой. В ее силуэте, ее декоре была видна уверенная рука мастера. Теперь этому нашлось объяснение. Застройщиком смотровобудского храма был князь рюриковой крови, крупный общественный деятель б. Черниговской губернии Николай Дмитриевич Долгоруков(ий), имя которого (Николай) было увековечено в посвящении церкви. Князь Н.Д. Долгоруков родился в Москве в 1857 году. Получил прекрасное домашнее образование и окончил историко-филологический факультет Московского университета. Участвовал в Русско-Турецкой войне 1877 — 1878 гг. В наши края попал, женившись в 1883 г. на наследнице Великой Топали княжне Голицыной. До революции Великая Топаль была волостным селом Новозыбковского уезда. Великотопальская волость простиралась до Клинцов и включала Смотрову Буду.

Долгоруковы были крупнейшими помещиками. Только в Новозыбковском уезде им принадлежало 5 143 десятины земли. Князь служил по дворянским выборам предводителем Новозыбковского уезда (1888 – 1896), а потом (1896 — 1899) и всей Черниговской губернии (т. е. занимал ту же высокую должность, что и брат поэта Бороздны Николай Петрович). Долгоруков вел большую общественную и просветительскую деятельность. Список его общественных должностей занял бы полстраницы. Важно отметить, что Николай Дмитриевич всегда находил общий язык с земством, обычно бывшим в противостоянии с дворянским самоуправлением. Демократизм, доступность князя снискали ему кличку социалист. Он, например, содержал в качестве домашнего врача в Великой Топали родственника казненного народовольца Н.И. Кибальчича, уроженца Черниговской губернии, которого никто не брал на работу. Один из моих мартьяновских дедов, тогда юноша, обучавшийся столярному делу, нечаянно вогнал стамеску в запястье левой руки. Кое-как остановив хлынувшую кровь, он побежал в Великую Топаль. Кибальчич так удачно зашил ему руку, что она не потеряла ни подвижности, ни силы. Там деду предоставили какой-то ночлег. Наутро он столкнулся во дворе с княжной Натальей Николаевной, одетой в простенькое ситцевое платье в горошек. Еще в университете Николай Дмитриевич увлекся историей старообрядчества. Как знать, не сыграло ли это его ученое увлечение решающую роль в выборе места проживания княжеского семейства – ведь родные его жены были тесно связаны с клинцовскими старообрядцами. Так, знаменитый клинцовский корабельный сосновый лес был подарен в 1850-е годы посаду прежним владельцем Великой Топали Голицыным. Долгоруков и в зрелом возрасте продолжал ученые занятия. По его инициативе и при личном участии была создана Черниговская губернская ученая архивная комиссия, издавались ее труды. Для своих частых приездов в Новозыбков князь содержал там дом, который в 1919 году был национализирован, разграблен и загажен. Когда в середине 1930-х годов его очищали от мусора, в шкафу в подвале нашли старинную рукопись, как оказалось – записки ученого сподвижника Петра I механика А.К. Нартова. (Заметим — научные интересы князя Долгорукова выходили далеко за пределы губернии). Сообщение о находке попало в центральные газеты, где на него обратил внимание А.Н. Толстой, приступивший к работе над второй книгой романа «Петр Первый» и пожелавший ознакомиться с рукописью. Ее отвез писателю новозыбковский журналист А.Вольный. Выяснилось, что это – писарская копия уже известных историками записок. Как выяснил автор этих строк, в доме-музее А.Н.Толстого новозыбковского экземпляра рукописи Нартова сейчас нет, след ее затерялся. О других манускриптах, принадлежащих Долгорукову, знает лишь печка в Новозыбковском ревкоме. Князь Долгоруков пал жертвой своей доступности. В 1899 году он заразился от посетителя сыпным тифом и быстро скончался. Похоронили его в Подмосковье, в родовом селе Волынщина Рузского уезда. По словам уже упоминавшегося моего деда, на надгробном памятнике князя была выбита пятиконечная звезда, которая защитила его последнее пристанище во время проведения всесоюзной кампании начала 1930-х годов по разграблению могил «бывших людей». Подробности связи Долгорукова со Смотровой Будой выяснили смотровобудские краеведы, нашедшие даже в прямом смысле слов кровную связь князя со своим селом и записавшие воспоминания старожилов о строительстве Свято-Никольской церкви. Получить разрешение на возведение храма во имя своего святого князю не составило труда. (Уточним, что разрешение на строительство храма выдавала епархия, т. е. Чернигов, а не Киев). Видимо, князь поручил строительство церкви хорошему архитектору. История приобретения колоколов обросла народными легендами. Конечно, в 1892 году, когда уже несколько десятилетий Смотрову Буду оглашали гудки паровозов на железнодорожной линии Брянск-Гомель, говорить о разбойниках не приходится. Не интересовали лихих людей и колокола – продать их было нельзя, скупка бронзы тогда не работала. Дело в другом. Постройку церковных зданий обычно оплачивали богатые люди, бедные вносили свой вклад трудом. А вот колокола для храма было принято приобретать «всем миром». Ведь когда ты умрешь, по тебе позвонит колокол твоего прихода. Самая бедная вдова и та жертвовала на колокол последний гривенник. Естественно, что слухи о сборе денег на колокола распространялись очень широко. Более того, было принято специально распространять их и оснащать самыми кудрявыми выдумками, чтобы трудно было узнать о реальном состоянии дел. Это так и называлось – «колокол льют». Лихие люди, прознав об отъезде посланцев за колоколами, могли «перестреть» их на пути и отобрать мирские деньги. В этот раз пронесло — посланцы Смотровой Буды привезли колокола. Но не пронесло стороной хрущевскую атеистическую кампанию, когда Свято-Никольская церковь была закрыта. Не пронесло и детскую шалость, от которой она сгорела. И вот теперь встал вопрос о ее восстановлении. Давно бы так! Это будет не только храм Божий, но и памятник князю-«социалисту».

Б. Петров, действительный член РГО.

Источник: kltrud.org
09.05.2016, 19:22

«Живая звезда» на Центральной площади приветствовала парадных летчиков

Зеленоградцы приветствовали летчиков самолетов ВКС, которые следовали на парад Победы на Красной площади, «живой звездой». Жители города на Центральной площади вблизи КЦ «Зеленоград» выстроились в ..

24.09.2016, 21:21

Святыню из Иерусалима пронесут по Ставрополю

26 сентября в Ставрополе в  преддверии праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня  пройдет крестный ход. Освященный у гроба Господня в Иерусалиме святой крест из Казанского кафе..

© "Yodda" Новости регионов России, 2015. | e-mail: site@jjew.ru

Мнение редакции интернет сайта jjew.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях. Пользовательское соглашение
Яндекс цитирования