Yodda - новости регионов России

Платье в розовый горошек

30.08.2016, 7:40

Клинцы, средняя школа №4. Учебный год 1949-50.

Глядя на красивых, нарядных, с большими букетами цветов первоклашек, Надежда Климентьева Михалева вспоминает свой первый школьный день. Ученицей Наденька стала 1 сентября 1946 года. Нелегким был ее путь к знаниям. Но тяга к ним у «детей войны» была велика. Накануне Дня знаний мы попросили Надежду Климентьевну рассказать о годах ученичества.Училась я в четвертой средней школе. Тогда она была женской. К 1 сентября мамина знакомая портниха сшила мне из отреза черного материала в розовый горошек платье. Отрез оказался небольшим, и платье получилось короткое. Чтобы его удлинить, пришлось снизу подточить к нему синюю полоску. Из зеленого брезента мама сшила мне сумку с двумя ручками. Сюда я положила купленные на рынке «с рук» тетради, ручку, карандаши. И вот мама привела меня на школьный двор, где уже собрались ребята и учителя. Невысокая темноволосая женщина подходила ко всем по очереди, спрашивала, кто в какой класс идет, и собирала группы. Потом мы узнали, что это директор – Клавдия Николаевна Некрасова. Нас познакомили с учительницей, и она повела нас в класс. За нами последовали и родители. Усадив детей за парты, учительница раздала «Азбуку» и попросила относиться к учебникам очень бережно. Ближе к октябрю, когда стало холодать, в раймаге на улице Пушкина папа купил мне кофточку за 120 рублей. С приходом заморозков родители выделили мне фуфайку, бахилы и бурки. Когда я возвращалась из школы, фуфайку забирала мама и шла в ней по своим делам. Четвертая средняя школа состояла в те годы из двух отдельных зданий, в конце пятидесятых между ними построили здание, соединившее два крыла. Классы в меньшем здании отапливались печками, в большем с наступлением холодов уроки не проводились. Не было тогда и спортзала. Когда приходило время урока физкультуры, перегородки трех соседних классов сдвигались. Дощатый туалет находился во дворе.

Среднее образование не было полностью бесплатным до 1949 года. Полгода обучения в старших классах стоило 150 рублей при средней зарплате в месяц чуть более 700 рублей. В школьной программе были предметы, которых сейчас нет. К примеру, чистописание. Им мы занимались до четвертого класса. Оно помогало, вырабатывать красивый почерк. Тогда не было шариковых ручек, и мы писали перьевыми. В деревянный стержень вставлялось металлическое перо, чернила постоянно с него стекали и оставляли кляксы. В партах были вырезаны углубления, в них наливались чернила. Позже появились стеклянные чернильницы-стаканчики. При написании прописных букв надо было в определенных местах делать нажим. Тогда буквы получались красивыми. Это была очень трудная задача, мы старались, волновались до дрожи в руках. Самым волнительным уроком для нас являлась «Родная речь». В учебнике было много стихов и рассказов об Иосифе Виссарионовиче Сталине. У многих был страх того, что они не смогут вслух перед классом четко и без запинки прочитать строки о великом Сталине. Это же было так стыдно, а еще – чревато опасными последствиями. На большой перемене в класс приносили завтрак – кусочек черного хлеба, посыпанный сахаром. Однажды поднос случайно уронили. Хлеб подобрали, а дети потом всю перемену собирали на полу кристаллики сахара. Что говорить про сахар! К обычному хлебу в те годы относились, как к лакомству. Оставшийся после завтрака дома кусочек хлеба мама делила на всех детей поровну. Мы носили эти кусочки с собой, прятали друг от друга. Только после отмены продовольственных карточек хлеб стал для нас обычным продуктом. Но продавали его по два килограмма в одни руки, за хлебом надо было стоять в длинной очереди. Чтобы взять его побольше, приходили семьями, и вместо уроков порой дети стояли у магазина. Любимым предметом у меня была ботаника. Летом на каникулах мы с сестрой и ребятами с улицы часто ходили в чемерновский лес. Мама, узнав, куда мы собираемся, говорила: «Смотрите внимательно по сторонам. Если найдете гриб, принесите его домой. Сварю вам суп». Люди жили очень бедно, не хватало еды, одежды. Но при всех этих трудностях нас учили не терять оптимизма, развивали любознательность, активность, порядочность, человеколюбие. Наша учительница начальных классов Антонина Николаевна Фоменко говорила: «Дети, пусть у вас всегда будет чистое сердце». Эти слова я запомнила на всю жизнь. Страна оправлялась от войны, но праздников отмечалось мало. В канун Нового года в школу привозили из лесу елку. Игрушки мы мастерили сами, в основном из бумаги, но иногда ребята приносили для общей елки стеклянные игрушки из дома и ревностно следили, чтобы для их шара или птички нашлось на елке достойное место. Большое внимание уделялось подготовке к труду. Во время посевной мы ездили на колхозное поле сажать кукурузу, осенью собирали урожай. В лесу собирали шишки на семена. Еще – семечки от яблок. Их складывали в спичечные коробки и отдавали учительнице. Нам говорили, что из семечек вырастут яблоньки. А однажды нас повезли в район Вьюнки, и мы заложили там фруктовый сад. Посмотреть бы сейчас на него! При школе имелся опытный участок. На нем мы выращивали овощи. Каждый был обязан во время летних каникул отработать здесь определенное количество времени. Это учитывалось при переводе в следующий класс. Но нас подгонял не страх, а интерес, азарт. Осенью обычно во второй средней школе проходила городская выставка плодов и фруктов, выращенных ребятами, и каждый стремился занять первое место. После объединения мужских и женских школ в четвертую среднюю пришли ребята. В наш класс попало несколько мальчишек, они гармонично влились в коллектив, и жизнь потекла дальше. В силу обстоятельств мне не удалось закончить дневную школу. Аттестат я получила в вечерней. Днем трудилась на фабрике, а вечером садилась за парту. Потом был текстильный техникум, куда я тоже шла после смены. В те годы молодежь всего добивалась сама. Я прошла все этапы своего становления: работала ученицей прядильщицы, прядильщицей, начальником прядильного цеха, избиралась секретарем комитета комсомола, председателем профсоюзного комитета фабрики имени Коминтерна. Вместе со мной на фабрике работали прядильщицами мои одноклассницы Лида Мацепуро и Аня Сехина, контролером качества – Аня Кюймюс. Конечно, у нынешней молодежи больше возможностей, чем у нас, школьников первых послевоенных лет. Но мы сделали свое дело, передав эстафету. Пусть сегодняшняя молодежь будет проворнее, умнее, успешнее нас. Страна нуждается в ее знаниях, энергии и поможет найти свое место в жизни. Н. Михалева, ученица первых послевоенных лет.

Источник: kltrud.org
19.08.2016, 14:57

Британка выставила на eBay свадебное платье с ироничным описанием и заработала 86 тысяч долларов

Саманта Врэгг выгодно продала свое свадебное платье. Фото: eBay«Если вам нужно платье, которое полнится плохими воспоминаниями и разбитыми надеждами, то мое создано для вас», — написала она Жительн..

16.11.2016, 1:56

Тренер Артёма Осипенко покрасил волосы в розовый цвет

Сергей Портнов, тренер российского самбиста Артема Осипенко, покрасил волосы в розовый цвет в честь пятой победы своего подопечного на чемпионатах мира. “Перед стартом сказал ему: выиг..

14.04.2017, 18:11

Минсельхоз КБР: по состоянию на 14 апреля 2017 года яровой сев в Кабардино-Балкарской Республике проведен

Аграриями республики по состоянию на 14 апреля 2017 года в ходе весенне-полевых работ яровой сев проведен на площади 37 393 га, что составляет  15,2 % от общей площади ярового клина, в том числе яровы..

© "Yodda" Новости регионов России, 2015. | e-mail: site@jjew.ru

Мнение редакции интернет сайта jjew.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях. Пользовательское соглашение
Яндекс цитирования